Новые социальные нацпроекты наполняются финансированием
Почти половина из обозначенных вчера в поручениях президента дополнительных расходов бюджета на реализацию послания придется на финансирование четырех новых социальных нацпроектов. На стимулирование рождаемости, на помощь бедным и пожилым, на лечебную и учебную инфраструктуру и иные схожие цели за ближайшие шесть лет будет потрачено 2,7 трлн из 6 трлн появляющихся новых бюджетных расходов. Основной упор при этом — не на «раздачу» денег населению, а на ремонт и строительство больниц, школ и общежитий.
Предполагаемый объем новых расходов бюджета на социальные инициативы, о которых Владимир Путин месяц назад заявил в послании Федеральному собранию, составляет 2,7 трлн руб. на период до 2030 года, следует из поручений президента правительству. Большей частью эти деньги будут потрачены на финансирование строительства учреждений здравоохранения, школ и общежитий.
Напомним, что в послании президент не только анонсировал продление ряда нацпроектов в социальной сфере, запущенных в 2018 году, но предложил нескольких новых. Сейчас, кроме поручений по наполнению этих новых проектов, президент поставил и две общие задачи в социальной сфере: к 2030 году правительство должно обеспечить прирост доли оплаты труда в объеме валового внутреннего продукта по сравнению с 2023 годом, а также добиться снижения уровня бедности до отметки ниже 7%.
Относительно первой задачи стоит отметить, что по итогам 2022 года доля зарплат в ВВП снизилась до минимальных значений последних лет — до 39% (см. “Ъ” от 9 октября 2023 года). Можно предположить, что ее рост после 2023 года станет восстановительным и логичным, в том числе благодаря поэтапному повышению МРОТ. Что касается уровня бедности, то по итогам 2023 года этот показатель снизился до 9,3%, и его дальнейшее сокращение до целевого уровня за шесть лет представляется вполне вероятным.
По первому из запускаемых новых национальных проектов — «Семья» — целью в поручениях заявлен «устойчивый рост рождаемости к 2030 году».
Неконкретная формулировка этого пункта позволяет предположить, что власти реалистично оценили свои возможности по управлению рождаемостью в стране. Поясним, что в мире нет достоверных кейсов государственного управления, добившегося своими действиями устойчивого и значительного повышения рождаемости (без замещения коренного населения мигрантами).
Из поручений также следует, что новый нацпроект предполагает дальнейшее расширение использования социального контракта — этот инструмент существует с 2018 года и успешно используется для снижения уровня бедности. Также частью нацпроекта «Семья» станет внедрение системы долговременного ухода. Пока описание ее запланированных параметров показывает только численность участников (500 тыс. человек), но не объем возможных расходов бюджета. Это, вероятно, отражает незавершенность дискуссии по этому вопросу в правительстве. Полный объем финансирования, необходимый для работы системы для такого числа клиентов, по оценкам экспертов, может составлять 300–600 млрд руб. ежегодно.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/6609473