России необходим техрегламент о безопасности строительных материалов и изделий

Президент НОПРИЗ Анваром Шамузафаровым в интервью Агентству Новостей «Строительный бизнес» рассказал о работе над техническим регламентом ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий».
Эксперт сообщил, что 10 июля 2024 года состоялось совещание ответственных представителей стран ЕАЭС, на котором было принято решение внести проект на внутригосударственное согласование.  Также было принято решение рекомендовать Минстрою России доработать его с учетом представленных замечаний от Республики Беларусь и подготовить таблицу разногласий по ТР с Казахстаном.

С Госстандартом Беларуси работа идет эффективно — большинство разногласий снято в процессе согласования текста регламента. А вот с Казахстаном работать сложнее, потому что там существует структура АТАМИКЕН, аналогичная нашему РСПП, которая отслеживает все технические регламенты по всем направлениям деятельности с точки зрения соблюдения интересов бизнеса Казахстана. Структура, возможно, не понимает до конца специфики строительства и стройиндустрии, но последовательно настаивают на создании максимально удобных условий для предпринимателей Казахстана, которые производят материалы для торговли на внешнем рынке.

Анвар Шамузафаров отметил, что Россия оказалась единственной страной ЕАЭС, у которой нет технического регламента о безопасности строительных материалов и изделий. Во всех остальных странах ЕАЭС такие технические регламенты приняты либо в виде законов, либо в виде нормативно-правовых актов правительств этих государств.

Требования к сертификации не установлены нормативно-правовыми актами. И поэтому организации, которые занимаются сертификацией и проверкой качества, сами устанавливают себе правила работы и методы оценки. В техническом регламенте ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий» устанавливается четыре класса стройматериалов: первые два класса — это материалы, которые требуют обязательной сертификации, потому что оказывают критически важное влияние на обеспечение безопасности объекта капитального строительства. А 3-й и 4-й классы — это так называемые вспомогательные материалы, качественные характеристики которых можно подтвердить декларациями.

В настоящий момент НОПРИЗ изучает, как исполняется письмо Минстроя России о том, что компании, организации и СРО обязаны выполнять требования законодательства в части исполнения проектной документации. Как оказалось, по итогам ситуации за 5 месяцев 2024 года в 86% случаев на государственную экспертизу попадают проекты, которые либо были разработаны не членами СРО, либо были разработаны лицами, которые не состоят в Национальном реестре специалистов, что нарушает законодательство России. Однако после того, как ФАУ «Главгосэкспертиза России» наконец внедрила машинопонимаемую платформу, по которой изыскательская и проектная документация может попадать на государственную экспертизу только при ее разработке строго по нормам градостроительного законодательства (членами СРО и подписана лицами, состоящими в НРС), количество документации, поступающей на государственную экспертизу с грубейшими нарушениями законодательства, резко снизилось и составляет порядка 30%.